МОРОЖЕНОЕ: НОСТАЛЬГИЯ ПО КЛАССИКЕ

Автор: Анна ПЕТРУХИНА.

Со словом «мороженое» у большинства людей ассоциируется нечто безусловно приятное: детство, лето, нежность, освежающая прохлада… Мы любим мороженое, не задумываясь о том, из чего оно сделано. В не столь отдалённые времена информации о составе и не было, а вкус был так привлекателен, что вопрос состоял в том, какой сорт выбрать на этот раз. Что представляет собой мороженое сегодня и что, собственно, изменилось? Ведь мы — потребители — часто зависим от проблем производителей гораздо больше, чем нам бы этого хотелось.

В старинных определениях холодного десерта — «молочный лёд», «холодные сливки», «фруктовый лёд» — прослеживалась природа продукта — молоко, сливки, фрукты. Привычный нам термин «мороженое», подразумевающий самые разнообразные рецептуры, в том числе привезённые из Италии и Франции, получил распространение в России в XVIII веке...

МОЙ ДРУГ БОРЩЕВИК

Автор: Наталья ЗАМЯТИНА.

Борщевик сибирский в пору цветения. Так выглядит борщевик сибирский ранней весной. У борщевика Сосновского огромные ярко-белые соцветия, их диаметр достигает полуметра и более. Всё растение, особенно во время цветения, содержит вещества, вызывающие под действием солнечных лучей ожоги кожи.

На волне всеобщей неприязни к борщевикам давать материалу такое название несколько рискованно.

Но борщевик борщевику рознь. Справедливую ненависть заслужил пришелец с Кавказа, борщевик Сосновского, громадное растение, обладающее способностью вызывать сильные и долго не заживающие ожоги. Истребить его очень трудно, распространяется он со страшной скоростью, захватывая всё новые территории, — это растение появилось даже на улицах Москвы.

В пылу борьбы с опасным сорняком большинство из нас забыли о другом виде — борщевике сибирском, не только совершенно безобидном, но и полезном растении.

Латинское название Heracleum было дано борщевику Карлом Линнеем в честь Геракла — за силу и мощь. Это при том, что Линней не был знаком с гигантскими кавказскими видами, они стали известны европейским ботаникам значительно позже. Конечно, в Европе тоже есть борщевики и довольно крупные: например, борщевик обыкновенный с белыми или розоватыми цветками достигает высоты 50—200 см.

Кстати, кавказские борщевики не самые большие из борщевиков. Диаметр зонтика у борщевика Мантегацци, который завезли в Европу как декоративное растение, — 150 см, длина нижних листьев — до 3 м, диаметр стебля (или уже ствола?) — до 10 см, ну и рост соответственный, до 5 м. Представьте себе эту «травку», достающую до окон второго этажа. Ожоги борщевик Мантегацци даёт такие же, как и борщевик Сосновского, так что жалеть, что его нет на клумбах, а тем более на лугах, не приходится.

Вернёмся всё же к борщевику сибирскому. Встретить его можно во всей Европейской части России, в Западной Сибири, на Кавказе. Попадается он на лесном лугу или опушке, в зарослях кустарников, у дороги. Предпочитает влажные места, пойменные луга, но может расти и на суходолах, правда, там он немного ниже. Это чрезвычайно неприхотливый многолетник, высотой 80—150 см, способный расти в тени, сырости, на самых неудобных местах.

Если откроем словарь Даля на слове «борщевик», то обнаружим следующее высказывание: «Были бы борщевик да сныть, а живы будем». Действительно, борщевик был одним из самых популярных растений на Руси (капуста появилась позже). Ещё в Домострое, как известно, написанном, а может быть только «отредактированном» (в этом случае он гораздо старше), при Иване Грозном, упоминается борщевик как обязательное овощное растение. «А возле тына, вкруг всего огорода, там, где крапива растёт, насеять борща, и с весны варить его для себя почаще: такого на рынке не купишь, а тут всегда есть; и с тем, кто в нужде, поделится Бога ради, а если борщ разрастётся, то и продаст, обменяв на другую заправку». Так что борщевик был вполне обычным растением, которым даже торговали. Читаем дальше: «В ту же пору до самой осени борщ, подрезая, сушить и сплетать в пучки, он всегда пригодится — и в этом году и позднее, и капусту в течение лета варить, и свёклу». Как видите, капуста и борщевик отнюдь друг другу не мешают. Более того, борщевик использовался как своего рода стратегическая культура, урожай будет в любом случае: «А как разрастутся густо ветки и под деревьями уже ничто не растёт, насей тогда борщу, всё какой-то всегда урожай».

Так что незаслуженно мы забыли древнейшую овощную культуру. Что от чего названо, борщ от борщевика или наоборот, теперь не узнать, но связь блюда и растения очевидна. Вот только борщ из борщевика ещё темнее, чем из крапивы, почти чёрный. Интересно, что в словаре Даля есть отдельное название для съедобного стебля борщевика: борщёвка. Большинство съедобных растений такого деления не имеют, исключение только капуста, которую делят на кочан и кочерыжку, но капусту начали употреблять в пищу ещё в Древнем Риме.

Помимо пищевого применения борщевик довольно широко использовался в народной медицине. Отвар и настой его — хорошее антисептическое, противовоспалительное и успокаивающее средство. Разумеется, суп будет «действовать» так же, а может быть, и более сильно, поскольку обычная концентрация лечебных отваров одна столовая ложка травы на стакан воды, а в супе её гораздо больше.

Как же выглядит съедобный борщевик? Вид у растения непривлекательный, в глаза оно не бросается, да и размер в средней полосе далеко не такой внушительный, как у жгучего родственника. Обычно он лишь слегка возвышается над общим уровнем верхнего яруса лугового разнотравья; максимальная высота —
150 см, в Подмосковье немногим больше метра.

Борщевик сибирский — самое зелёное зонтичное растение на наших лугах. Стебли у него крепкие, ребристые, с несколькими ветвями в верхней части. Покрыты они жёсткими волосками (впрочем, как и другие части растения). Возможно, именно необходимость чистить стебли перед приготовлением и сказалась на том, что борщевик забросили, полностью заменив бесхлопотной капустой.

Листья борщевика имеют очень интересную особенность: у одного и того же растения они совершенно не похожи друг на друга. Ранней весной у основания стебля образуются тройчатые листья с почти цельными дольками. Чем листья моложе, тем сильнее их рассечение, и стеблевые листья уже дважды и даже трижды перистые с крупными, узкими, крупнозубчатыми долями. В процессе роста борщевик снова меняет листья, только теперь они не усложняются, а, наоборот, упрощаются: сначала исчезает черешок, затем становится всё меньше листовая пластинка, и у соцветий остаются лишь тройчатые кусочки листьев, сидящие на крупных, похожих на половинки трубок черешках.

Цветки у борщевика очень невзрачные, даже на фоне других зонтичных. Собраны они в сложные зелёные зонтики на ребристых стеблях, лишь в центре желтовато поблёскивает кольцо нектарников. Опыляются борщевики хищными мухами и прочими полезными насекомыми, питающимися вредителями сада.

Есть борщевик лучше всего до цветения, пока у него ещё относительно нежная листва и цветоносные побеги. После скашивания растения легко восстанавливаются, что и отражается в рекомендации Домостроя варить его почаще.

А как, собственно, варить? Рецепты прочно забыты вместе с самим растением. Кое-что, однако, удалось «выловить», как ни странно, у англичан. Известный автор произведений о растениях Роджер Филипс пишет в книге «Дикая пища» следующее (правда, в отношении борщевика обыкновенного): «Люди в Литве, как писал в XVI столетии Джордж Жерард, имеют обыкновение готовить напиток из отвара этой травы и некоторых других вещей, который используется вместо пива и других обычных напитков. Молодые сочные стебли, очищенные от оболочки, иногда едят в салатах на Новых Гебридах. В России и Сибири черешки сушат и связывают в толстые связки, пока они не пожелтеют на солнце. Когда в них образуются сладкие вещества, напоминающие сахар, их едят как большой деликатес. В Литве и Сибири готовят самогон из стеблей либо в чистом виде, либо смешивая их с ягодами. Молодые побеги и листья можно отварить и съесть как зелёный овощ, когда они только появились из земли; они напоминают по вкусу спаржу». Интересно, откуда почерпнуты столь точные сведения?

А вот как Роджер Филипс рекомендует готовить борщевик: «Возьмите самые молодые листья, до того как листовая пластинка полностью развернётся, вымойте их в холодной воде и влажными положите в сковороду с толстым дном. Добавьте хороший кусочек сливочного масла, чёрный перец и соль и тушите, пока они не станут мягкими (около 8 минут). Подавайте с небольшим количеством холодного масла или со свежим лимонным соком. Это, бесспорно, один из вкуснейших овощей, которые мне приходилось есть».